Центральный Дом
Художника

на Крымском Валу

21.04-9.05

“Увидеть мир в одной песчинке…”

Непознанное рядом. Не надо уезжать за тысячи километров, карабкаться в горы или же опускаться на дно самых глубоких океанических глубин за такой же безбрежный бюджет. Порой стоит лишь  пристальней взглянуть на окружающий мир. Один из самых верных способов удивится тому, как волшебно устроена жизнь – макросъемка. Но просто снимать цветы или бабочек крупным планом недостаточно для художественного фотоповествования. Отсутствие сюжета делает макрофотографии пригодными лишь для размещения их в фотобанках с глянцевыми, слюдяными снимками, бездушными, как леденцы чупа-чупс, выложенные у магазинной кассы. Но не в случае с  макрофото Ирины Козорог.

 

Макросъемка это —  игра разума взрослых людей, зачарованных фантазиями Кэрролла и Свифта. Помнящие теории из курса древней истории легендарные хроники Геродота, рассказывающие  о гигантских золотоносных муравьях, живущих в Индии, которые подвигли Александра Македонского на попытку  завоевания этой сказочной страны. И которые способны улыбнуться, посмотрев со своими детьми знаменитый французский анимационный сериал «Букашки».  Это допущение того, что реальный масштаб привычных нам предметов или растений может исказиться,  увеличиться в сотни раз, открывая удивительные, порой прекрасные, а иногда и шокирующие детали. Размеры имеют значение…

 

Модели Ирины Козорог  – пчелы, богомолы, бабочки, стрекозы, улитки,  муравьи, снятые в домашней студии или на пленэре.  Они всегда живые, фотограф никогда не фиксирует их, а снимает в естественном движении. По словам Козорог она нередко разговаривает с насекомыми в тот момент, когда идет фотосессия, Ирина уверена, что это их успокаивает – улитки не прячутся в свои домики, пчелы фотогенично замирают над цветком, муравьиные амазонки демонстрируют в макрообъектив грозные челюсти-жвала и воинственно шевелят антеннами усиками, подобно фантастическим боевым машинам —  киборгам.

 

Мир Ирины Козорог – это мир фентези.  Ее модели  — совершенны, в ее сказочном мире нет дряблости и  морщин,  тела ее героев и героинь будто вылиты из муранского стекла. Сложно найти более фотогеничные объекты.  Но они не бездушны. Они лиричны и красноречивы окруженные двойным уровнем тишины  – тишины природной и фотографической.

 

Макросъемка всегда очень эффектный инструмент, но именно в ее выигрышности опасно то, что в погоне за визуальными эффектами автор может потерять глубинный смысл того, что он делает и что он хочет сказать своим зрителям. Макрофотографии Козорог заставляют задуматься, рефлексировать. Это визуализированные японские хокку в исполнении очень европейского фотографа. Ирина, как носитель западной художественной традиции не дает стопроцентной восточной отстраненности,  практически все фото характерные, психологические, если это вообще можно применить к тихой жизни насекомых.

 

Сама автор говорит, что: «Я не ставлю перед собой цель раскрыть какие-то тайные, невидимые для нас моменты жизни насекомых. Мне хочется просто показать мир, который постоянно перед нами, который мы не видим не потому, что он спрятан, а потому что мы постоянно заняты. Мы настолько привыкли не замечать окружающей нас красоты, что, глядя на результаты макросъёмки, удивляемся, что это снято в прямом смысле «под ногами», а не на другой планете, в далёкой галактике». В экспозиции представлены  фотографии разных лет, выполненные в разных техниках обработке, с разными моделями.

 

Ирина Козорог — Член Союза фотохудожников России с 2012 года, лауреат конкурса «Золотая черепаха 2013», финалист конкурса Дикая Природа России-2012, призер конкурса Дикая Природа России-2014, победитель конкурса лучших фотографий России 2012 года (Best of Russia), победитель конкурса Дарвиновского музея «Жизнь в ритме спорта» (2 место) 2013 года, финалист международного конкурса Metro Photo Challenge и победитель этого же конкурса в двух номинациях по России 2013г., 1-е место в конкурсе МАКРО от Международного Центра Фотографии «International Center of Photography» 2013 года.