Центральный зал СХР

Западное крыло Новой Третьяковки

04.07-19.07

“Московское закулисье”

Что лучше – авторский музыкальный диск, на котором лишь одна из десятка песен является хитом, или же сборник его  произведений, разных лет и в разных стилях, но, что называется, «the best»? Вопрос скорее риторический, чем требующий однозначного ответа. Выставка московского фотографа Евгения Чеснокова  как раз второго плана – это сборник лучших работ автора, специализирующегося на съемке культурных мероприятий столицы, таких как Недели моды в Москве, премьеры в Большом Московском цирке и Цирке Никулина, фестивали ледовой и песчаной скульптуры, заезды болидов Формулы-1, День ВДВ, соревнования по конкуру в Битцевском парке, бега на Центральном московском ипподроме и многое другое.

 

Посетителям выставки открывается  не только официальная, парадная сторона многочисленных шоу, но и то, что скрыто от публики – процесс подготовки к модному показу, цирковому выступлению, театральной постановке. Разноплановый  культурный бэкстейдж.  Московское закулисье. Расхожее выражение «ожидание праздника лучше его самого» в какой-то мере является квинтэссенцией фотовыставки Чеснокова. Это то, что делает работы автора такими «вкусными», солнечными  и нетерпеливо-предвкушающими, как первое утро летних школьных каникул, один день до детского дня рождения, пять минут до нового года…

 

Чесноков работает в той области фотоискусства, где красота не ускользает, а моментально исчезает. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!»- это про работу фоторепортера. Carpe diem, лови момент! Другой попытки не будет….В выставку вошли лучшие фото из множества фоторепортажей автора. Это те снимки, которые имеют не только новостную, но и художественную ценность, которые оправдывают десятки  «проходных» работ, делаемых исключительно для иллюстрации сиюминутной новости в газете, журнале, интернет-портале. Цирк и жизнь улиц, байк-шоу и высокая мода, театр и зоопарк.  Чесноков прекрасно работает в городском формате, в контексте мегаполиса, его бешенного ритма, фотографа  невозможно представить снимающим пасторальные пейзажи.

 

В современном выставочном процессе – это редкость, когда  каждое произведение  вовсе не являются частью единого цикла, серии. Серийность и полнометражность – тенденция современного кинематографа распространилась и на другие формы искусства – литературу, музыку, фотографию. Жанр короткого рассказа проигрывает на фоне мыльных опер. Узнаваемость бренда и периодичность стали общепризнанной добродетелью. Именно поэтому выставка смотрится непривычно – хочется искать в ней единую тему или переходящего из одного снимка в другой персонажа, объединить всех одним культурным контекстом… По сути, каждая фотография Чеснокова  — это короткое завершенное эссе, не зависящее не от предыдущего снимка, ни от следующего. Объединяет работы Чеснокова лишь особая праздно-деловитая атмосфера большого города и  его оборотной стороны, которая не пугает, а заинтересовывает и делает зрителя как бы соучастником столичного культурного ландшафта.