Фотограф Нина Ай-Артян широко известна фотографическому сообществу своими фотопроектами в жанрах стрит-фото, автопортрет и жанровая фотография. В экспозицию вошло 30 работ разных лет, сделанные в Москве. Сама автор объясняет идею названия своего фотопроекта «ТРАНСЛИТ» «передачей ощущения, возникающего в тех или иных ситуациях, при помощи фотокамеры, что схоже с транслитерацией текста, передачей его смысла чужим алфавитом и попыткой как понимания вообще, так и взаимопонимания при помощи тех средств, которыми мы располагаем».
Ай-Артян не скрывает свои предпочтения в выборе локаций в городе — наряду с многолюдными площадями и улицами, это, нередко, транспорт: московское метро, автобусы, маршрутки. Ситуация человека, двигающегося из точки А в точку В, — это ситуация расслабленного ожидания конечной цели, в противовес напряженной ситуации железнодорожного вокзала или аэропорта. Горожане в общественном транспорте имеют особенный поведенческий паттерн, схожий с вхождением в своеобразный транс: нарочито расфокусированные взгляды, обращенные в себя, напряженные, и, одновременно, расслабленные позы, излучающие собой отстраненность. В фотографиях автора, во многом, изучается парадокс асоциальности человека в упорядоченной толпе, в регламентированном муравейнике, попытка уловить глубоко личное в усредненной массе и связанные с этим ощущения и ассоциации.
Сама Нина говорит, что: «на мой взгляд, самое главное, самое неуловимое и сложное, что передает фотография это — ощущение. А мы не можем испытывать совершенно одинаковые ощущения дважды, как бы нам этого ни хотелось. Потому что прошло время, изменился наш опыт, изменился мир и как бы мы ни пытались посмотреть теми же глазами на тот же объект, всё уже стало другим. И тут, конечно, невозможно не вспомнить знаменитое изречение Гераклита. Изменилось всё: и река и Гераклит и именно поэтому «в одну реку нельзя войти дважды».
Зачастую, отходя от жанрового фото, где важен акцент на чем-то одном, фотограф не выделяет человека в городской среде, а делает его одним из множества элементов, составляющих сити-ландшафт. Именно эта особенность работ фотографа роднит их с коллажами Сергея Параджанова, где кружевная лента имеет такой же удельный вес, как и портрет красавицы.
Фотограф поясняет данный художественный прием: «Мне нравится работать со сложными, насыщенными композициями, в которых, в то же время, каждая деталь на своём месте и всё вместе складывается в некое подобие орнамента, как в калейдоскопе».
Нина Ай-Артян, художник-стилист по образованию, фотограф, член Союза Фотохудожников России. Участник множества фотовыставок в России и за рубежом. Победитель Первой открытой национальной фотопремии «Лучший фотограф 2010», Победитель Фестиваля уличной фотографии 2014. Победа в номинации «выбор «Сноба» в конкурсе «Лучший город Земли», объявленном Департаментом культуры Москвы к 865-летию города на лучшие Instagram фото, участник специальной экспозиции конкурса стрит-фото в Майями (2014).