Центральный зал СХР

Западное крыло Новой Третьяковки

20.03-05.04

“Антропология желаемого”

Фотография – вид искусства, документальный по своему определению: запись света на пусть теперь и не материальном носителе. Однако для Александра Ов-Лебедева понятие объективной реальности – условно.

Удачным кадром он считает тот, «на котором человек не узнал себя с первого взгляда». Ведь именно в этом случае может открыться пространство внутреннего познания и для того, кто в кадре, и для фотографа. Познания через что-то неявное, нехарактерное, но в то же время видимое, фиксируемое светом, доступное для восприятия.

Большая часть работ, представленная на выставке, – студийная фотография. Казалось бы, сам этот подход предполагает статику: выверенные позы, аккуратно очерченные предметы, классическое построение мизансцены. Однако достаточно одного взгляда, чтобы почувствовать силу внутреннего движения любого образа. Будь то проступающий сквозь стену восточный пейзаж, отсылающий к «сумраку осеннему», или каждый из женских портретов, в которых автору удается воспроизвести характерный для итальянского Возрождения прием «сфумато», что в буквальном переводе означает «исчезающий, как дым». Техника, в которой исполнены работы, называется Digital Pigment Print. Смягчение очертаний фигур и предметов позволяет передать глубину, в том числе и внутреннего пространства.

Глубина – еще одно слово, позволяющее попробовать разгадать загадки и выявить действие, которое разворачивает Александр Ов-Лебедев на множестве внутренних планов, ведя игру и с моделями, и со зрителями.

Конечно, можно попытаться объяснить физическую глубину портретов через понятие «перцептивной перспективы», объединяющей постоянство формы объекта, существующей в подсознании, с обратной, аксонометрической и линейной перспективой. Однако лучше довериться чувству и следовать за автором, верным своему творческому принципу: «Я не столько фотографирую, сколько изучаю».

Метод – «отстраненного восприятия», позволяет Александру Ов-Лебедеву достичь эффекта подобного тому, которого удавалось добиться Яну Вермееру с помощью его зеркальной камеры-обскуры. Эффекту, при котором образ как будто отделяется от прообраза и начинает существовать. А со временем, надо думать, вся субстанция прообраза без остатка перейдет в образ. Ведь образу, как верно заметил Г. Гессе, «должно возрастать, подобию должно умаляться».