Центральный зал СХР

Западное крыло Новой Третьяковки

20.03-05.04

“Уравнение с неизвестными”

Обычные места становятся необычными. Объекты съемки превращаются в образы и как будто растворяются в цветовом мираже. Обычные люди перевоплощаются в необычных. Каждой работой выставки «Уравнение с неизвестными» Надежда Найденова – приглашает к диалогу, погружает в мир земных образов и не земных идей, снова и снова побуждает приравнивать известное и неизвестное.

Надежда Найденова: «всегда считала, что у меня технические мозги и никаких творческих начал. Но в 2008 году, когда я серьезно увлеклась фотографией, передо мной открылся удивительный и совершенно непознанный мир. А ведь в любом уголке мира найдется место, которое хочется оставить в памяти, и фотоаппарат, как раз тот инструмент, который дает возможность сохранить и визуально рассказать о необычных и совершенно потрясающих местах».

Работы Надежды – и есть «визуальный рассказ», по сути диалог – между зрителем и произведением. Не автором, а именно произведением. Ведь художественный язык не имеет ничего общего с человеческим. Да и кому нужно, чтобы авторы снимали так же, как видит любой человек с фотоаппаратом. В чем смысл искусства, если оно не отличается от жизни?

Особенно сложен изобразительный прием «визуального диалога», в случае, когда предметом интереса автора становятся географические объекты. Всегда есть соблазн опереться на реальность, пойти проторённым путем изображения существующего. Однако работы Надежды, представленные на выставке – принципиально иные. Это скорее не фиксация существующего, а иной взгляд на мир земной, и мир человеческий. Люди в странных нарядах не воспринимаются, как фестивальные ряженые. Они, на самом деле – иные, нездешние.

Холмы – не удастся сходу соотнести с местом съемки. Надежда превратила их в оторванный от географии образ, платоновскую идею. Даже морская звезда – может быть самое реалистичное выставочное произведение – не ползет по дну, а идет посуху.

Образы, созданные Надеждой Найденовой, на первый взгляд кажутся предельно простыми. Однако они складываются в зыбкие, но, несомненно, вовлекающие в диалог картины, которые скорее изображают не мир, а побуждаю зрителя к тому, чтобы он попробовал уравнять себя с неизвестным.